Товары в заказе
Вы пока ничего не заказали

MIDI-контроллеры. Взгляд со средней дистанции.

14.12.10

MIDI-контроллеры. Взгляд со средней дистанции.
Нажмите, чтобы увеличить

В последнее время на рынке музыкального оборудования появляется всё больше разнообразных миди-контроллеров. Когда-то давно они были предназначены для людей, кому не хватает на "нормальное оборудование" или, наоборот, для профессионалов. то сейчас они делаются почти для всех. Давайте попробуем разобраться во всём их многообразии

В последнее время на рынке музыкального оборудования появляется всё больше разнообразных миди-контроллеров. Когда-то давно они были предназначены для людей, кому не хватает на "нормальное оборудование" или, наоборот, для профессионалов. то сейчас они делаются почти для всех. Давайте попробуем разобраться во всём их многообразии.

1. Контроллеры для PС-диджеинга.

Первое, на чём мне довелось поиграть, был  Behringer BCD-  2000 B-Control. Это был один из первых контроллеров  заменяющих всю диджейскую установку. Он включал в  себя 2 джога, блок эквалайзинга, фейдеры, а также  встроенный аудиоинтерфейс. Сейчас эти элементы - стандарт для всех контроллеров. Хотя и бывают исключения.

Разберем работу контроллеров поподробнее. Все треки находятся в цифровом формате на вашем ноутбуке (они, конечно, куплены в интернет-магазине, и отчисления с продаж идут артистам). На ноутбук устанавливается специальная программа для сведения (или микширования - кому как нравится). Например, NI Traktor, Serato Itch, Virtual DJ, и т.п. Всё что остаётся, - это подключить Dj-контроллер и настроить программу для работы с ним. Обычно эта настройка происходит незаметно для пользователя. Далее, с помощью физических элементов (джогов, энкодеров, фейдеров) на вашем midi-контроллере вы двигаете виртуальные элементы в установленной программе.

Так как ценовой диапазон в среде midi-контроллеров очень большой, то и выбор при покупке открывается огромный. Предлагаю сначала разделить контроллеры на 2 большие подгруппы: со встроенным аудио-интерфейсом и без онного.

Зачем вообще нужен аудио-интерфейс для контроллера? Диджеи, хоть раз трогавшие виниловые или CD-проигрыватели и микшеры знают что для того, чтобы красиво свести треки на мастер-выходе (так называется выход на колонки на микшерных-пультах и много где), необходимо оба эти трека слушать в наушниках подгоняя друг к другу. Не буду углубляться в структуру сведения. Просто скажу, что при сведении необходимо иметь 2 канала: один, для прослушивания чернового материала - на наушники, второй, для воспроизведения играемого микса - на колонки. Вот тут и возникает проблема: обычная звуковая карта ноутбука мало того, что непримечательна по звуковым характеристикам, но она в 99 случаях из 100 не обладает двумя выходами. Вот для этого и нужны внешние и встроенные аудио-интерфейсы.

Что выбрать: контроллер с аудио-интерфейсом или докупить его отдельно? Вопрос интересный и необходимо рассматривать целый спектр вопросов, связанных с ним. Начнем с мобильности: контроллер без интерфейса и интерфейс - 2 разных аппарата, и соответственно занимать места в сумке будут больше + лишняя коммутация. Правда, сейчас есть интерфейсы, которые почти ничего не весят и влезают хоть в карман - Reloop Play и NI Audio 2 DJ. Поэтому вопрос о мобильности сейчас спорен. Второй момент - это качество звуковой карты. Если есть возможность использовать хороший аудио-интерфейс, то почему бы это не сделать?! В данном случае смысла покупать контроллер со встроенным аудио-интерфейсом нет. При этом если выбирается контроллер из верхнего ценового диапазона, то можно не сомневаться, что внутри будет качественный продукт. Рассматривая такое качество, как удобство мы логически приходим к выводу, что аудио-интерфейс должен быть встроен. Если же обратим свое внимание на экономию средств, то совершенно не факт, что купив контроллер без карты - мы много сэкономим. Ибо докупив внешнюю карту цена может даже превысить цену контроллера с картой.

Стоит сказать. что в последнее время все меньше и меньше появляется новых контроллеров, которые не имеют встроенную звуковую карту. При этом производители иногда делают сразу несколько версий одного контроллера. Например, Reloop выпустил целую серию контроллеров Digital Jockey 2, в которую входитят модели как без аудиоинтерфейса, так и с ним.

Все контроллеры также можно разделить на три большие группы, исходя из их цены: низший (до 13000 р.), средний (от 13000 р до 25000 р.) и высший ценовой диапазон (от 25000 р.). Градация по ценам, естественно, примерная, но вполне адекватно описывает сложившийся рынок.

Низший ценовой диапазон предназначен для тех, кто хочет попробовать себя в диджеинге и не хочет тратить сразу много денег. А также, для диджеев, которые играют на свадьбах и корпоративных вечеринках, для которых не так сильно важен инструмент. Самым простым и дешевым можно назвать контроллер без аудиоинтерфейса и с одним лишь usb - Hercules DJ Control MP3 e2. Он отлично подходит для тех, кто хочет разобраться с процессом сведения. Правда, из этого контроллера очень быстро вырастаешь. Поэтому лучше взять что-нибудь посерьезнее.

В последнее время, в низшем ценовом диапазона чаще стали появляться контроллеры со встроенным аудио-интерфейсом, что раньше было редкостью (исключения Behringer и Hercules, являющиеся представителями оборудования со спорными качественными характеристиками, или, попросту, быстроломающимися). В нишу дешевых контроллеров потихоньку влезли Vestax с контроллерами Typhon и Spin и Numark c продуктом Mixtrack (PRO - версия контроллера со встроенным аудио-интерфейсом. Мало, что можно сказать про живучесть этих контроллеров, ибо с момента их выпуска до написания этой статьи не прошел даже год. Но по качеству и количеству управляемых элементов они отстают от своих собратьев из средней ценовой категории.

Средний ценовой диапазон предназначен, для тех. кто уже покрутил в своей жизни другие контроллеры, сиди или винил, и решил в итоге подобрать себе хороший аппарат для дальнейшей надежной работы. В данной нише хорошо себя зарекомендовала фирма Vestax выпустив в свое время VCI-100, и добавив недавно к нему потомка VCI-100 MKII. Также, при покупке стоит рассматривать контроллеры Digital Jockey 2 от фирмы Reloop - Interface Edition и Master Edition, и почему то не очень распространенный у нас M-Audio Torq Xponent. Надежные и относительно недорогие аппараты.

Высший ценовой диапазон предназначен для диджеев, которые уже давно в теме и знают, какие инструменты им необходимы. Его изначально заняла компания Allen & Heath, производящая свое оборудование в Англии, и уже выпустившая отличную серию контроллеров как  из отдельных дек, так и всей диджейской установки. В 2010 году компания представила уникальный контроллер Xone:DX, работающий с ПО Serato Itch, который можно было бы назвать лучшим контроллером уходящего года. Но в этом году успел выйти и второй уникальный контроллер от компании, представившей миру самый распространенный dj-софт, - Native Instruments Traktor Kontrol S4. Контроллер имеет полное взаимодействие со специальной версией программы Traktor Pro, созданной специально для этого контроллера. Также, в 2010 году мир увиделVestax VCI-300 MKII, честно говоря очень незначительно отличающийся от своего предшественника. Оба этих аппарата не являются конкурентами выше представленным, т.к. в нем основной упор сделан на качество звука и надежную конструкцию. Большим количеством эффектов аппарат не блещет, но имеет очень удобное и интуитивное управление.

Между тем, стоит заметить. что готовится к выходу третий конкурент для DX и S4. Готовит его компания Denon и назваться он будет DN-MC6000.

В общем, можно заметить что выбор контроллеров большой, и рынок не стоит на месте. Также мы не назвали некоторые виды контроллеров, например, такие как Stanton SCS.3d

2. Контроллеры эмулирующие CD и Vinyl.

Serato Scratch Live от Rane, Torq от M-audio и Final Scratch от Stanton - это всё контроллеры, которые позволяют воспроизводить треки с ноутбука посредством таймкода, записанного на винил или компакт диск. Работает это примерно так: В программе для сведения вы выбираете трек и закидываете его в одну из дек. Далее вы просто кладете виниловую пластинку с тайм-кодом на проигрыватель (либо CD с тайм-кодом в CD-проигрыватель) и начинаете воспроизведение. Сигнал с пластинки через звуковую карту попадает на компьютер, где программа сопоставляет записанный на физическом носителе код с выбранным вами треком, и подает соответствующий аудио-сигнал (в нашем случае - выбранный трек) на выход аудио-интерфейса.

Не так давно, к перечисленной выше троице присоединилась компания Native  Instruments с серией Audio 2 /Audio 4 /Audio 8 и наборами Traktor Scratch Pro иTraktor Scratch Duo, которые сейчас имеют большую популярность. Они отлично справляются с поставленными задачами и легки в управлении.

3. Секвенсорные контроллеры.

Контроллеры, которые упрощают процесс работы с секвенсором (самый известный сейчас - Ableton Live), чем ускоряют  процесс записи треков или открывают дорогу креативным выступлениям. В эту группу входят оборудование для управления фейдерами, крутилками, клипами, VSTi-плагинами и другими параметрами программ для записи музыки. Основной их особенностью является возможность назначить или переназначить любой элемент в контроллере с любым параметром управления в вашем секвенсоре.

Большая часть контроллеров данной категории, как ни странно, выпускаются для работы с программой Ableton Live, или как минимум имеют её поддержку. Особенно инновационны и интересны продукты от Novation и Akai: Novation LaunchPad, Novation Nocturn, Novation ZeRO, Akai APC20 и Akai APC40.

4. Эффект-контроллеры.

Вот в какую строну необходимо развиваться компаниям, выпускающим контроллеры! Данные контроллеры используются в первую очередь как дополнения к Dj-станциям описанным выше, и используются для расширения их возможностей и повышения качества микса. Эти контроллеры также многофункциональны, как, например, блок эффектов в DJM-800. Но к сожалению, их пока всего несколько.

Самые известные это:Native Instruments Traktor Kontrol X1, Vestax VFX-1 и Novation Dicer. Описывать их работу необходимо по отдельности, поэтому рассматривать мы их будем позже, в отдельных статьях.

5. Падовые контроллеры.

Так же хотелось бы упомянуть контроллеры, которые стоят немного особняком. Это падовые контроллеры. Данную нишу очень прочно заняла компания Akai, которая произвела целую линейку на основе своих известных инструментов MPC, и не долго думая назвала ее MPC: MPD18, MPD26 и MPD32. Также для тех, кому неохота таскать такие аппараты с собой, но хочется творить в режиме лайв были выпущены контроллеры nanoPad от Korg, а также его аналог - LPD8 от Akai.

В данной статье, мы специально не рассматривали midi-клавиатуры, которым в последствии уделим целый пост.

В последнее время на рынке музыкального оборудования появляется всё больше разнообразных миди-контроллеров. Когда-то давно они были предназначены для людей, кому не хватает на "нормальное оборудование" или, наоборот, для профессионалов. то сейчас они делаются почти для всех. Давайте попробуем разобраться во всём их многообразии





Разделы / Обзоры контроллеров
Яндекс.Метрика
Работает на: Amiro CMS